?

Log in

No account? Create an account
Сообщество журнала "Мир Торы"
немножко мусАра 
31-дек-2006 09:46 pm
гуляя по Респонсе, заприметил. оригинальный иврит внизу поста.

Книга вопросов и ответов МААРШАЛя

Вопрос: можно ли сидеть и кушать без кипы если болит голова?

Ответ:
я не знаю источник запрета благословлять без головного покрытия. и в книге МААРАИ автор написал, что запрещено произносить Имя без покрытия головы, но я не знаю откуда он это взял. Я нашел что есть спор по поводу может ли читать Шма человек с непокрытой головой: «одни говорят что можно читать Шма с непокрытой головой, но есть которые говорят, что с непокрытой головой читать Шма нельзя, равно как и произносить Имя» И рабби Ерухам написал, что запрещено благословлять без головного убора.

И если бы я не воздерживался от спора с мудрецами предшествующих поколений без того чтобы заручиться поддержкой другого великого мудреца, я был бы склонен облегчить и разрешить благословлять с непокрытой головой. И даже читать Шма разрешил бы. Поскольку написано в мидраше (Раба Ваикра 27):
-- Сказал рабби Брахья: Царь земной выходит к своим подданным – как они его приветствуют? - Они встают перед ним, оголяют головы, и склоняются в страхе и трепете. Но Творец, благословен Он, наказал евреям читать Шма, и не заставил их при этом ни вставать, ни снимать шапки...

Получается, что непокрытая голова – это не нарушение запрета, а облегчение. Но что я могу сделать, когда все это запрещают. Но вот что удивительно. Они говорят, что быть без головного убора – это запрещено, и даже не во время молитвы. И я не знаю откуда они это взяли, поскольку мы не находим такого запрета, а только про замужних женщин. А обычай не проходить 4 ама без головного убора – это «мидас хасидус». Причем именно «идти» как это написано в Талмуде:
-- Сказал рабби Ханина, сказал рав Хуна сын рава Йегошуа: «знайте что не прошел я четыре ама с непокрытой головой» и видно что обсуждаются там только темы связанные с мидас хасидус.

Еще доказательство из первой главы трактата «Кидушин»:
-- сказал рабби Йегошуа сын Леви: запрещено проходить четыре ама с прямой спиной, как написано «Полна вся Земля славы Его». Рав Хуна сын рава Йегошуа не ходил четыре ама с непокрытой головой, объясняя это тем что над его головой Шхина находится. Получается что именно с прямой спиной нельзя ходить, что же касается головного покрытия, то это не запрет, а личное устрожение рава Хуны.

У нас же все наоборот – никто не боится ходить с прямой спиной, наоборот богачи и гордецы ходят с выпяченным горлом, а без головного покрытия пройти – это для них запрет из основ идишкайта.

Еще я нашел написанное, что непокрытая голова – это только под открытым небом. И также следует объяснить про ходящих с выпрямленной осанкой, что хоть и «наполняет всю землю слава Его», но только тот, кто ходит так под открытым небом как будто скидывает с себя власть Небес. И хотя МААРАИ написал, что нет разницы между домом и улицей, поскольку «наполняет всю землю слава Его», - это следует отнести только к произнесению благословений. И так оно получается что это «мидас хасидус» произносить благословения с покрытой головой.

И я нашел что так оно написано от имени МААРАМа из Ротенбурга в книге ТАШБЕЦа. И комментарий Гаона на Орех Хаим тоже пишет, что все это мидас хасидус.

Но рабейну Перец написал что надо ругать тех кто заходит в синагогу без головного убора. И ТУР не упоминает покрытие а только во время молитвы, и даже в законах Шма его не упомянул. Что же остается мне делать, когда народ принял это на себя как запрет, не могу я взять и облегчить. И слышал я про одного мудреца, который учился без кипы, говоря, что она ему мешает. Но все же видится мне, что хотя и нету здесь запрета, и даже мидас хасидус нету, если не говорить святые вещи. Несмотря на это – талмид хахам должен остерегаться быть без кипы, поскольку простой народ расценивает это как легкомыслие и преступление еврейского закона. И даже тот, кто учится один дома, не может облегчить, поскольку все законы «марит айн» (чтобы не подумали о тебе плохо) продолжают действовать даже когда человек наедине с собой.

Сложилость в наших ашкеназских странах, что тот, кто пьет нееврейское вино остановившись в нееврейской гостинице, и ест рыбу, приготовленную в их сосудах, а «фрумером» считается тот, кто спрашивает и наслово верит что все кашерно. Такой человек, если он богач или влиятелен – заслуживает у нас всяческого уважения.
Тот же кто полностью соблюдает все предписания законов кашрута и весь его проступок в том что он без кипы – на него смотрят как на апикореса.

Поэтому тот кому мешает шапка, пусть оденет легкую кипу. Хотя все же получается что ночью, когда нет на нем покрытия или в бане, и захотел поесть – достаточно что накроет голову рукой, хотя есть мудрецы которые это запрещают. И доказательством им служит пример рабейну Тама, который принимая ванны если хотел пить – укрывался одеждой напротив сердца. И отсюда они учат что нужна была именно одежда и не достаточно было закрыть рукой. Но это не доказательство, потому что положить руку на сердце – не называется «одеться», но положить руку на голову, когда всем видно и понятно что человек положил руку только для покрытия – достаточно закрыть голову рукой. Тем более что нет тут запрета кроме мидас хасидус, как я написал выше.


שו"ת מהרש"ל סימן עב ד"ה תשובה אין

תשובה
אין אני יודע איסור לברך בלא כסוי ראש ומהרא"י פשוט לו שאסור בהזכרת שם בלא כיסוי הראש ולא ידענא ממאי והנה מצאתי שכתב במסכת סופרים (פי"ד הט"ו) יש בו מחלוקת שכתב פוחח הנראים כרעיו או בגדיו פרומים או מי שראשו מגולה פורס את שמע וי"א בכרעיו ובבגדיו פרומים פורס אבל לא בראשו מגולה ואינו רשאי להוציא הזכרה מפיו ע"כ. ור' ירוחם כתב בסוף נתיב ט"ז שאסור לברך בגילוי הראש ולולי שאינני רגיל לחלוק על הקדמונים א"ל שיש גדול שיסייעני הייתי נוטה להקל ולברך בגילוי הראש ואפילו לקרות ק"ש שרי שהרי איתא במדרש רבה (ויקרא פרשה כ"ז) אמר רבי ברכיה מלך בשר ודם משגר פרוטגמא שלו למדינה מה הם עושין כל בני המדינה עומדים על רגליהם ופורעים את ראשיהן וקוראין אותה באימה ביראה ברתת ובזיע אבל הקב"ה ית' אומר לישראל קראו ק"ש פרוטגמה דידי הרי לא הטרחתי עליכם לקרות לא עומדים ולא פרועי ראש כו' משמע להדיא דליכא איסור בפריעת ראש אלא שלא החמיר עליהם ומה אעשה שכבר הורו לאיסור אבל בזה תמיהני שנהגו איסור בפריעת ראש אף בלא תפילה ולא ידעתי מאין זה להם כי לא מצינו איסור בפריעת הראש כי אם לאשה כדאיתא בפ' המדיר (ע"ב) וממידת חסידות הוא שלא לילך ד' אמות בגילוי הראש ודוקא הליכה ד' אמות כדאיתא פ' כל כתבי (קי"ח:) אמר ר' חנינא +שם איתא אמר רב הונא בריה דרב יהושע,+ תיתי לי דלא סגינא ד' אמות בגילוי הראש והוא ממידת חסידות כמו שחשיב שם אינך תיתי לי כו' ועוד ראייה מפ"ק דקידושין (ל"א) דמסיק שם אמר ריב"ל אסור להלוך ד' אמות בקומה זקופה שנ' מלא כל הארץ כבודו רב הונא בריה דרב יהושע לא מסגי ד' אמות בגילוי הראש אמר שכינה למעלה מראשי משמע דוקא בקומה זקופה הוא אסור אבל בגילוי הראש אין בו איסור אלא שרב הונא החמיר על עצמו מכח מידת חסידות ועכשיו הוא להיפך בקומה זקופה אינם נזהרים ואדרבה הגאים והעשירים הולכים נטויי גרון ובגילוי הראש נזהרים לא מחמת חסידות אלא סוברים דת יהודית הוא.

עוד מצאתי כתוב הא דגלוי הראש כו' היינו באויר השמים דוקא וכן נראה לפרש הא דקומה זקופה אף שמלא כל הארץ כבודו מ"מ אינו נראה כאילו אינו משגיח בעושיהן כי אם מי שהולך באויר השמים ושם יש לו לזכור ולהתעורר אף שמהררא"י כתב שאין לחלק בין בית לחצר כי מלא הארץ כבודו היינו בהזכרת השם וכן מסתבר שמדת חסידות הוא בהזכרת השם שלא יהא בגילוי הראש כמו הולך ד' אמות באויר השמים וכן מצאתי כתוב בשם הר"ם +היינו הר"מ מרוטנבורג בספר תשב"ץ סי' תקמ"ט, ועי' ביאור הגר"א או"ח סי' ח' סע"ב.+ שכל זה מידת חסידות אלא שהר"ף כתב שיש למחות שלא לכנס בב"ה בגילוי הראש וכן הטור לא כתב ויכסה ראשו אלא גבי תפילה ולא גבי ק"ש ומה אעשה שהעם נהגו בו איסור ואיני רשאי להקל בפניהם. ושמעתי על חכם אחד כשהיה לומד היה לומד בגילוי הראש ואמר שכבד עליו המשא ומ"מ נראה בעיני אף שאין איסור בדבר ואף לא מידות חסידות כשאינו מזכיר השם מ"מ לת"ח יש לו להזהר מאחר שהעם תופסים בה לקלות ולפריצות כאלו עובר על דת יהודית ואפילו לומד בחדרו אין לסמוך על זה שמא העם הארץ יראה ויקל בו לא בחינם אמרו כל שאסור מפני מראית העין אפי' בחדרי חדרים אסור ועכשיו אני אגלה את קלון האשכנזים בודאי מי ששותה יין נסך במלון של גוים ואוכל דגים מבושלים בכלים שלהם והמחמיר הוא שמאמין לפונדקית שלא בשלו בה אין חוששין עליו ואין בודקין אחריו ונוהגין בו כבוד אם הוא עשיר ותקיף ומי שהיה אוכל ושותה בהכשר רק שהיה בגילוי הראש היו תופסין אותו כאלו יצא מן הכלל. ע"כ החכם עיניו בראשו שידע להשמר שלא יתפשו עליו ואם כבד עליו להניח על ראשו דבר כבד יכסה ראשו בבגד פשתן דק או במשי ומ"מ נראה אפי' מי שירצה לברך ברכת נהנין והוא בלילה שאין לו כובע עליו או כשרוחץ באמבטי די לו במה שמכסה את ראשו בידיו אף שגדול אחד העתיק לאיסור ומהררא"י הביאו וראייתו מר"ת שכשהיה רוחץ בחמין והיה שותה היה מתכסה בבגד כנגד לבו כו' משמע דוקא בבגד ולא בידים אין זה ראייה כי מ"ה לא חשוב כיסוי שדרך האדם להניח ידיו על לבו והרואה לא ידע שצריך לכסות את הלב או ידמה לו שלא כסהו ממש כנגד הלב אבל למעלה מראשו שהוא דבר הניכר מספיק בכיסוי היד בפרט לפי מה שכתבתי שאין בו איסור כ"א חסידות מספיק לו כיסוי היד בפרט באקראי בעלמא.
Comments 
31-дек-2006 07:55 pm
Очень интересно! Но кипу не сниму. :)
1-янв-2007 02:05 am
А-а-а! Это потому что "снять кипу" - идеоматическое выражение со смыслом "перестать соблюдать". Хотя, и в прямом пашутном смысле тоже не сниму. :)
2-янв-2007 09:05 pm
я все понял, я пошутил :)
1-янв-2007 11:28 am
И чего это вас на эту тему потянуло?.. :)
2-янв-2007 09:06 pm
искал 2 кипа, нашел что не одной не надо :)

хотя это только мнение Мааршаля, хотя на алоху все его учитвывают, хотя и устрожают
2-янв-2007 05:05 pm
Большое спасибо! Мы всегда это знали, но требовался авторитет.
Правда, благословлять с непокрытой головой не смогу.
Но в силу профессии в суде выступать приходилось все же сняв шапку. Теперь совесть чиста!
2-янв-2007 09:10 pm
это только мнение Мааршаля, хотя с ним все считаются. Есть еще свара из противоположного лагеря: поскольку гоим из уважения головной убор снимают, то быть без кипы = хукей гоим. поэтому например р. М.Файнштейн заставляет перемаливаться если случайно без кипы помолился. и разрешение самого Мааршаля в помещении и лучше без кипы не говорить брох и не молиться. но рав М.Файнштейн вроде тоже разрешил без кипы работать (еще не читал сам). удачи!
This page was loaded ноя 18 2018, 8:02 am GMT.